¬ √ермании полосы шириной 2,5 метра из автомобил€ кажутс€ просто издевательскими, особенно при разъезде с лесовозом

“е, кто бывал в ≈вропе, наверн€ка замечали легкий дискомфорт от езды по «тощим» полосам, которые из салона автомобил€ кажутс€ чуть ли не меньше его ширины.

≈вропейцы привыкли к узким полосам из-за тесных старинных улочек (‘ранци€)

¬ центре крупных городов узость дорог часто обусловлена исторической застройкой, но даже на свободных пространствах в ≈вропе полосы нередко имеют ширину 2,5–3 метра.

ѕолосы в ≈вропе, как правило, уже наших (дл€ дорог с одинаковой скоростью движени€)

–осси€ же — страна щедра€. Ќапример, на среднестатистических многополосных дорогах нормативна€ ширина полосы составл€ет 3,5–3,75 метра. ¬ √ермании, например, тоже есть полосы до 3,75 метра шириной, но они оставлены дл€ автобанов, где скорости движени€ в разы выше тех, что допускаютс€ в –оссии.

Toyota и Lada без труда уместились в «ненормативной» полосе, ширина которой более 4 метров

„то такое полоса в 3,5–3,75 метра? ƒл€ сравнени€, ширина KIA Rio без зеркал составл€ет 1,74 метра, то есть формально в одну российскую полосу втискиваютс€ сразу две легковушки, пусть и без бокового интервала.

“ипична€ чехарда: автомобили движутс€ клином, как перелетные птицы

¬ пробочных местах это создает неразбериху, когда в одной полосе жмутс€ два р€да автомобилей, устраива€ бой за полосу, когда она начинает сужатьс€.

¬ часы пик на таких участках нередко возникают конфликты в широкой правой полосе
¬одитель Renault и KIA вы€сн€ют, чь€ это полоса

„то интересно, в правилах нет строгого запрета на движение автомобилей бок о бок в одной полосе. Ќо в случае аварии установить виновника будет крайне проблематично.

— ¬ правилах есть требование о соблюдении безопасного бокового интервала, но он не имеет четких количественных критериев, — по€сн€ет автоюрист Ћев ¬оропаев. — ѕоэтому столкновени€ двух попутных автомобилей, которые двигались в одной полосе, трудны дл€ разбора. Ѕывает, что правым оказываетс€ тот, кто быстрее убедит инспектора в своей точке зрени€. „асто водител€м вмен€ют обоюдную вину, например одному — нарушение п. 10.1 ѕƒƒ, другому — п. 8.1 ѕƒƒ. » в этом смысле широкие полосы действительно осложн€ют разбор происшествий, потому что если бы в полосе помещалс€ строго один легковой автомобиль, было бы гораздо проще определить водител€, который маневрировал перед столкновением.

¬ ≈вропе узость полос часто компенсируетс€ четкостью разметки и посто€нной шириной дороги

Ўирина полосы в –оссии зависит от категории дороги, и, по словам Ћьва ¬оропаева, при разборе аварий на дорогах без разметки в судах нередко принимают еЄ равной 2,75–3,0 метра, исход€ из минимально допустимой ширины. ѕри этом реальна€ ширина российских полос, как правило, выше.

— ќна определ€етс€ р€дом нормативов, например √ќ—“ 33475-2015, —Ќиѕ 2.05.02-85 и —ѕ 42.13330.2011, — комментирует автоэксперт ёрий ѕанченко. — ƒл€ многополосных дорог это 3,5–3,75 метра. Ѕолее узкие полосы примен€ютс€ дл€ проезжих частей с небольшой нагрузкой, например проезды на прилегающих территори€х могут иметь ширину 2,75 метров. ¬ отдельных случа€х допускаютс€ полосы шириной 2,75–3,0 метра: скажем, ширина четырехполосной дороги между опорами путепровода может быть уменьшена с 14 до 11–12 метров.

“рехметровую ширину могут иметь полосы двухполосных дорог с расчетной скоростью движени€ до 80 км/час (дороги IV категории). Ќо если брать полноценные автомагистрали и проспекты, российские нормативы предписывают им полосы не уже 3,5 метра. “о есть примерно в две ширины легковушки (без учета зеркал).

¬ –оссии полосы шириной 3 метра используютс€ на двухполосных дорогах

Ќова€ инициатива предлагает сузить такие полосы на полметра.

— ћаксимальна€ пропускна€ способность полос наших дорог достигаетс€ при скорости 50 км/ч. ј дл€ такой скорости комфортна€ ширина полосы — около 3–3,25 метра, то есть стандартна€ ширина европейской полосы. ” нас же сейчас полосы на полметра шире по стандартам, по советской инерции, — прокомментировал инициативу ее автор јлександр Ўумский. — ћногие шутили, что такие широкие полосы нам нужны дл€ того, чтобы танки ездили.

«ачем вообще нужны щедрые полосы, кроме пропуска танков? Ўирина полосы во многом определ€етс€ допустимой скоростью движени€. ѕо мере разгона автомобиль становитс€ чувствительным к внешним возмущени€м от неровностей дороги или бокового ветра: он движетс€ не строго пр€молинейно, а в рамках так называемого «динамического коридора», который увеличиваетс€ при росте скорости. —тарые машины были менее стабильны на скорости, и, веро€тно, поэтому советские стандарты закладывали большие боковые интервалы.

¬опреки субъективным ощущени€м, грузовой автомобиль шире легкового лишь на 30–40%, тогда как длиннее и выше — в разы

 роме того, ширина полосы должна обеспечивать проезд большегрузного транспорта: если ширина легковушек редко превышает 2 метра, то у грузовиков достигает 2,55 метра (в отдельных случа€х — до 2,6 метра).

— Ќо если дорога не предназначена дл€ движени€ большегрузов, скорости низкие, а вли€ние бокового ветра почти нулевое за счет застройки, вполне допустимо снизить ширину полос, — рассуждает ёрий ѕанченко. — Ќа малых скорост€х безопасный боковой интервал снижаетс€, поэтому неудивительно, что в полосы шириной 3,5 метра стараютс€ втиснутьс€ два автомобил€.

„то интересно, из автомобил€ эти полосы не кажутс€ переразмеренными, но взгл€д со стороны показывает их почти двукратный запас

—амый очевидный выигрыш от сужени€ полос — увеличение их количества при заданной ширине дороги. √де-то по€витс€ возможность сделать разделительный барьер, где-то — добавить еще одну полосу, например, дл€ поворота или сли€ни€ потоков. ѕравда, предлагаемое авторами сокращение ширины на 0,5 метра (на 17%) позволит добавить одну дополнительную полосу лишь на дорогах с шестью и более полосами.

— ≈сть и менее очевидные плюсы, например, если сузить ширину полос и каждый год рисовать их с небольшим смещением относительно предыдущего года, дороги будут меньше изнашиватьс€ из-за колейности, — добавл€ет ёрий ѕанченко.

¬торым плюсом €вл€етс€ снижение хаоса на дорогах из-за попыток поделить широкую полосу на два р€да. ѕри падении скоростей автомобилисты в любом случае пытаютс€ заполнить всю проезжую часть с минимальным боковым интервалом, и если полосы чрезмерно широкие, езда промеж них становитс€ обычным €влением.

Mazda едет между полос, потому что смещение автомобилей в соседних р€дах оставл€ет ей достаточно места

 стати, р€д исследований указывает на рост аварийности при увеличении ширины полос. Ќапример, в статье «”же полосы — безопаснее улицы» авторы привод€т статистические данные, что наименьша€ аварийность достигаетс€ при ширине полос в районе 2,8–3,2 метра.

Ќе противоречит ли это здравому смыслу? ¬овсе нет: сужение полос уменьшает субъективную комфортную скорость, проще говор€, снижает желание водителей гон€ть.  роме того, сокращаетс€ скорость бокового сближени€ при попутных столкновени€х и обща€ хаотичность движени€.

¬прочем, есть и очевидные риски. Ќапример, в ≈вропе без опыта езды по узким полосам первое врем€ испытываешь легкую панику. Ќе исключено, что в период привыкани€ к зауженным полосам в –оссии увеличитс€ число попутных столкновений. ƒругой проблемой €вл€етс€ местна€ специфика, когда в полосе может оказатьс€ колодезный люк или выбоина, требующие объезда. Ўирокие полосы оставл€ют метра полтора дл€ маневра.

Ќаши полосы дают возможность объехать вот такой сюрприз без залезани€ в чужой р€д

— ¬ Ѕелоруссии полосы тоже узкие, но на это не обращаешь особенного внимани€ из-за лучшего качества дорог, — делитс€ опытом дальнобойщик Ёдуард Ѕелкин. — » вообще проблема езды в три р€да по двум полосам — это не проблема нормативов, а проблема культуры вождени€. »з регионов, где бываю часто, показательна Ћенинградска€ область. “ам водители по менталитету ближе к европейским, поэтому не создают на дорогах той нервотрепки, что царит, например, в ћоскве. ƒаже если есть возможность где-то вклинитьс€, питерцы просто не будут этого делать. ѕоэтому, € думаю, дело не в ширине полос, а во взаимном уважении водителей друг к другу.

—читаете ли вы целесообразным снизить ширину полос с 3,5 до 3 метров?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершению опроса.
  • ƒа, норматив устарел
  • ƒа, но не везде
  • Ќет, и так узко
  • Ќет, проблема не в этом